Темой статьи я обязан уважаемым сотрудникам «РБК-ТВ», пригласившим меня и Марселя Шарифуллина на передачу, посвящённую полиграфии. К сожалению, четверти часа эфира оказалось совершенно недостаточно, чтобы изложить всё, что хотелось. И у нас (за Марселя ручаться не могу, но меня точно) осталось ощущение неудовлетворённости, никоим образом, впрочем, не адресованное передаче или её авторам.
Темой статьи я обязан уважаемым сотрудникам «РБК-ТВ», пригласившим меня и Марселя Шарифуллина на передачу, посвящённую полиграфии. К сожалению, четверти часа эфира оказалось совершенно недостаточно, чтобы изложить всё, что хотелось. И у нас (за Марселя ручаться не могу, но меня точно) осталось ощущение неудовлетворённости, никоим образом, впрочем, не адресованное передаче или её авторам.Чтобы избавиться от этого чувства, а заодно пустить в дело (не пропадать же добру!) уже обдуманный и проработанный материал, я решил поделиться результатами размышлений на тему: нужно ли компаниям организовывать собственные типографии?
При обсуждении этого вопроса часто звучат ссылки на некоторые крупные корпорации (например, «Лукойл»), создавшие вполне успешные типографии «для внутреннего употребления».
Скажу сразу: я не считаю, что эти примеры как-либо относятся к рассматриваемому предмету. Корпорации такого масштаба могут позволить себе всё, что захотят: не только собственную типографию — собственные телеканал или даже космический флот. Для нефтегазовых монстров вопрос экономической целесообразности типографии несуществен ввиду крайней незначительности (для них, естественно) затрачиваемых сумм.
Так что всё, о чём я буду говорить, применимо к куда более скромным организациям. К тем, чей оборот существенно меньше бюджета страны и для кого вложения в печатное производство достаточно значимы, чтобы задуматься об их эффективности.
Зачем это нужно
Разумеется, во главу угла ставится экономическая целесообразность. Предполагается, что при определённом объёме заказов на печатную продукцию собственное производство становится рентабельным. Пусть даже окупится оно лишь за несколько лет.
Создав свою типографию, компания избавляется от постоянных проблем во взаимоотношениях со сторонними печатниками. Нет больше срывов сроков, бракованных тиражей и сложностей, в которых непонятно кто виноват. Процессы во внутреннем подразделении лучше поддаются контролю. Кроме того, все работы будут делаться, что называется, «для себя», т. е. априори хорошо.
Существенно повысится оперативность. Не надо будет думать о поиске исполнителя для особо срочного заказа. А в перспективе своя типография может даже приносить прибыль! В самом деле, ведь все типографии что-то печатают, чем-то зарабатывают на жизнь. Почему бы свежеиспечённому печатному производству не загрузить себя сторонними заказами? Кто знает, а вдруг это станет весьма удачным коммерческим проектом?!
Как это бывает
На своём веку я часто был свидетелем такой ситуации.
Руководителю некоей Компании приносят на утверждение рекламный бюджет на следующий год. Руководитель смотрит на цифры, и они ему совсем не нравятся…
«Как? — вопрошает он. — Мы тратим на печать рекламы 5 (10, 15) тысяч долларов ежегодно? И ещё две (3, 5) на печать бланочной и прочей продукции? И все эти деньги уходят на сторону? Не пора ли задуматься о собственном производстве?!»
Следующий этап, как правило, таков: кому-то из работников (обычно — самой неопытной, поэтому наименее загруженной сотруднице отдела маркетинга) поручается оценить затраты и сроки окупаемости проекта. Если у девушки хватает ума позвонить в фирму, торгующую полиграфическим оборудованием, или в типографию, где работает её подруга, спустя некоторое время Руководитель узнаёт много нового и интересного.
Например, что цена даже небольшой печатной машины в несколько раз превышает ежегодные расходы Компании на полиграфию. Что в стоимости любого заказа затраты на бумагу составляют не менее половины. Что хороший печатник-«цветник» стоит немногим меньше, чем руководитель отдела маркетинга. И далее в том же духе.
Обычно на этом всё и заканчивается…
Но бывает иначе: Руководитель не отказывается от своих намерений. Производятся расчёты, составляются бизнес-планы, доказывающие, что собственная типография, пусть не быстро, но окупится.
Тогда начинается поиск Менеджера — человека, который возьмёт на себя осуществление проекта.
С тем, естественно, чтобы в дальнейшем он стал Начальником печатного подразделения. А иногда новатор сам приходит к Руководителю с идеей создания типографии, которую он, Менеджер, готов возглавить.
Далее, в зависимости от масштаба проекта и объёма инвестиций, действие развивается по одному из двух сценариев.
Сценарий ? 1: умеренные аппетиты
Предположим, деньги выделены относительно небольшие, и изначально предполагается, что на собственных мощностях Компания будет печатать далеко не всю необходимую ей продукцию. Сложные, необычные и объёмные заказы будут размещаться на стороне.
Типография создана. Сложный этап закупки оборудования, подбора персонала, организации производства, налаживания технологии позади. Время идёт, а полиграфические расходы Компании не уменьшаются и даже возрастают, причём существенно!
Почему?
Во-первых, затраты на содержание производства, пусть и относительно скромного, весьма значительны. При составлении бизнес-плана невозможно учесть все расходы. Порой для ускорения процесса согласования цифры искусственно занижаются, а не слишком опытный Менеджер выпускает из виду нечто действительно важное. В результате, реальные затраты в разы превосходят запланированные.
Во-вторых, доля печатных работ «на стороне» оказывается весьма существенной. Ведь это самые объёмные (сложные), а значит, наиболее дорогие заказы. Выясняется, что печатное подразделение экономит не так уж и много.
«Почему так? — спрашивает Руководитель. — Зачем нам своя типография, если все дорогие заказы печатаются на стороне?»
«А как иначе? — отвечает Начальник типографии (он же Менеджер). — Я с самого начала предупреждал, что на выделенные деньги можно построить только самую примитивную типографию. Ничего серьёзного она напечатать не в состоянии. Я просил дополнительных инвестиций, но вы не согласились».
Иногда Менеджер абсолютно прав, и это значит только одно: подход к созданию производства изначально был неверным. Или тирада — только часть правды, если Менеджер в силу своей неопытности не может добиться работы подразделения на полную мощность и выжать из оборудования максимум. А иногда он намеренно занижает потенциал производства. Это и понятно: меньше работы — меньше и проблем, и ответственности, а зарплата от объёмов печати никак не зависит…
И хотя неопределённое положение может длиться достаточно долго и даже устраивать Руководителя, экономически проект оказывается неэффективным. В конце концов, разочарованный Руководитель принимает решение ликвидировать типографию и распродать оборудование или внимает доводам Менеджера о необходимости дополнительных вложений.
И тут мы переходим ко второму сценарию.
Сценарий ? 2: большие амбиции
Если выделенные (с самого начала или на новом этапе развития) средства существенны, на первый план выходит окупаемость производства за счёт привлечения внешних заказов.
Всё верно — ни одна компания, даже крупная, полностью не загрузит своими заказами более-менее серьёзную типографию. (Я имею в виду компании, печатающие в основном рекламно-представительскую продукцию; крупные производители, нуждающиеся в огромных объёмах этикетки или упаковки, — совсем иной разговор.)
Некоторое время Руководитель довольствуется естественным чувством гордости — теперь он стал хозяином солидного печатного производства и может напечатать всё, что ему заблагорассудится. Но проходит время — и его постигает новое разочарование.
Ожидаемого потока заказов, не только окупающего затраты, но и приносящего прибыль, нет и в помине. А имеющиеся заказы доставляют больше головной боли, чем денег. И со временем трудности растут! Как только Компания хочет напечатать что-то важное или ответственное, в типографии возникает очередная проблема, и либо срок срывается, либо качество хромает (а чаще — и то, и другое).
Как же так?
Сегодня на полиграфическом рынке предложение превышает спрос. Следовательно, заказы не появятся «из воздуха» — стоит лишь закупить оборудование и набрать персонал. Их придётся отнять у других типографий, а для этого нужно время и активная маркетинговая политика. Менеджер, обещающий стабильный объём внешних заказов через пару месяцев после начала работы, как минимум, искренне заблуждается.
Один из претендентов на вакансию, открывшуюся у нас в типографии, сказал мне на собеседовании, что, немало поработав в корпоративных типографиях, больше ни за что на свете не хотел бы туда возвращаться. «Почему?», — удивился я. «Да ведь, в отличие от коммерческих типографий, они созданы и функционируют не на рыночных принципах, — ответил он. — Получать прибыль от основной деятельности — не главная их цель. Поэтому ситуация там непредсказуема — может произойти, что угодно».
Именно размытость приоритетов, отсутствие изначальной нацеленности на результат и приводят к тому, что такая типография живёт и действует не по законам рынка.
А поэтому, увы, люди занимаются чем угодно, только не выполнением своих прямых обязанностей.
А это, понятно, типографии на пользу не идёт.
Но, предположим, Руководитель Компании смирился с недостаточным количеством заказов (или это его даже устраивает). Что будет с внутренней типографией тогда?
В продолжительной перспективе — ничего хорошего. Невозможно отладить процесс, длительное время не имея нормальной загрузки. Технология отрабатывается если не на собственных ошибках, то, по крайней мере, на реальных работах. Пока структура не решит определённое количество проблем в условиях непрерывного потока, каждый заказ будет порождать новые и новые препоны. Производство, как и любая структура, работая на холостом ходу, долго не протянет. Даже если предположить, что Руководитель продолжает исправно платить зарплату сотрудникам типографии, не обращая внимания на простои, — без сколько-нибудь стабильного рабочего графика удержать он их не сможет. Нормальные работники не могут долго бездельничать на рабочем месте, это один из законов организации труда.
Итак, заказов мало; те, что есть, выполняются плохо; сотрудники увольняются… Развал, одним словом!
Срок существования подобной структуры — от года до трёх, в зависимости от долготерпения (или финансовых ресурсов) Руководства Компании.
Далее — варианты:
а) типография отдаётся за долги банку, выдавшему кредит на приобретение оборудования (или, устав ждать возврата денег, банк забирает её сам);
б) типография ликвидируется, оборудование распродаётся;
в) типография вместе с помещением (а иногда и с персоналом) сдаётся в аренду за символическую сумму;
г) типография продаётся как бизнес в целом (лучший исход для Руководства, но в нынешних условиях, к сожалению, маловероятный).
Легко видеть, что все пункты (кроме последнего), в общем и целом, означают крах проекта.
Надо ли всё вышесказанное понимать в том смысле, что связываться с проектом не стоит? Я ни в коем случае не утверждаю, что идея создания внутренней типографии нереализуема в принципе. Ещё как реализуема! Но, обобщая собственные наблюдения, стремлюсь выявить неизбежные объективные трудности. То, о чём следует знать Руководителю, принимающему решение.
Кому следует думать о создании внутренней типографии
- Организациям, для которых полиграфическая продукция - неотъемлемая часть их хозяйственной деятельности. Крупные производства, нуждающиеся в больших объёмах упаковки или этикеток, создают узкоспециализированные печатные участки, "заточенные" под выполнение конкретных работ. Повышаются оперативность и надёжность, иногда удаётся сэкономить.
- Организациям, для которых полиграфическая продукция - результат (или важная часть результата) их хозяйственной деятельности. Скажем, издательству, специализирующемуся на выпуске бумажных головоломок (естественно, если объёмы продукции достаточно велики).
- Если в силу специфики деятельности стоимость полиграфического участка невелика, а необходимость в нём существенна. Например, в большинстве производств активно используется тампонная печать, а стоит такое оборудование намного (на порядок) дешевле офсета.
- Крупным рекламным агентствам с большим объёмом заказов.
Кому не следует
Всем остальным, не принадлежащим к вышеуказанным четырём категориям и не являющимся крупными корпорациями (см. начало статьи). Как же им быть?
Это проще, чем кажется
- Имеет смысл организовать внутренний участок так называемой "офисной" полиграфии. При нынешнем развитии цифровой техники и уровне цен на неё это вполне по силам любой серьёзной организации. Цифровой копир (цветной лазерный принтер), несколько машинок для брошюровки/скрепления - и многие печатные работы выполнимы без услуг типографий. Обязательно нужен ещё дизайнер-верстальщик (зачастую берущий на себя функции оператора всей этой техники).
- Необходимо ввести новую должностную единицу - принт-менеджер. Это очень важно, и полиграфисты жалеют, что большинство компаний не понимают: сотрудник, отвечающий за заказ печатной продукции, должен быть профессионалом в не меньшей степени, чем исполнитель. На всех этапах - от выбора типографии до урегулирования трений - грамотный принт-менеджер способен резко уменьшить количество проблем как для своего начальства, так и для подрядчика.
- Взять на работу профессионала - полдела. Необходимо создать условия, в которых он бы целиком отвечал за результаты своего труда. А для этого придётся установить чёткие правила для всех подразделений-внутренних заказчиков: срок и порядок подачи заявок на изготовление печатной продукции и исходных материалов, ответственность конкретных исполнителей, этапы исполнения работ, механизм внесения изменений… Методика организации этого процесса - вопрос непростой, и его рассмотрение - тема отдельной статьи.
К чему клоню?
Перечитав написанное, я подумал: можно интерпретировать это как лоббирование собственных отраслевых интересов. Мол, коммерческим типографиям невыгодно, чтобы, организовывая собственные производства, заказчики отказывались от их услуг.
Но с другой стороны — само их существование доказывает справедливость моих доводов!
Поверьте опыту — предлагаемый путь гораздо проще и экономичнее, чем создание внутренней типографии. А заодно и нам, полиграфистам, будет с кем работать…
Об авторе: Александр Шнайдер (alex@printing.ru), генеральный директор ООО «Типография Арес».